Mark Apelzaft
В данный момент вся Красная площадь переполнена и хором поет бедного Окуджаву.
" Нас ждёт огонь смертельный".
Возможно, что и ждёт.
А он знал.
И с грустью озирая землю эту,
Где злоба и пальба ,
Мне кажется, что русских больше нету.
А вместо них - толпа.
И ещё кое что обо всём этом он говорил. Ещё в 1995 году. Я это слышал , сидя напротив него, и записывал.
БО
" Советский Союз был фашистским, тоталитарным государством, которое мечтало о мировом господстве, подавляло личность. Так же, как и Германия. Отличия чисто внешние- у тех свастика, у этих - серп и молот. Там был мерзавец Гитлер, у нас - "гений" Сталин. А суть была одинакова. Две тоталитарные системы схватились выяснять отношения...
- Вам не кажется, что Советский Союз во многом способствовал появлению и расцвету Третьего Рейха?
БО
- Может быть. Научились подавлять на нашем опыте. Строительству концлагерей научились у нас. Западных социал-демократов, в том числе и немецких, Сталин поливал грязью, по возможности сажал. Гитлера называл другом. Поделил с ним Восточную Европу.
- Скажите, Россия - это Европа?
БО
- Россия - это дикое общество. И не стоит смотреть на отдельные успехи в культуре, в науке - это ещё ни о чём не говорит. В 19-м веке была создана великая литература, великое искусство, но кем - дворянским обществом. Потом его уничтожили. Да и само оно захирело.
- Я, к примеру, с грустью думаю о будущем, которое ожидает Россию через двадцать лет. . Впрочем, это мои личные ощущения и впечатления. А вы как настроены? Не возникает ли у вас параллель, к примеру, с Германией?
БО
- Я когда-то уже писал об этом и высказывал своё мнение. История России - история особенная. Это государство, которое долго было рабовладельческим, буквально до наших дней. Поэтому холопская психология остаётся. Понятие "демократия" рабам абсолютно чуждо. Чем можно соблазнить тёмную массу? Ее словом "фашизм" не соблазнишь, потому что фашизм отвратителен "исторически". Ее можно соблазнить сильным государством. Россия любит мощь. Имперскую. Это и подразумевает фашизм, тоталитарный режим, хотя можно называть это иначе. Вот этим можно соблазнить, тем более в трудной ситуации. Поэтому, конечно, противостоять все-таки надо.
- Можете ли вы объяснить, почему в России на протяжении почти всей истории государства непременны насилие, кровь, бунт, рабская психология? Откуда это? Вы искали ответ на этот вопрос?
БО
- Да, конечно. Рабская психология, потому как рабовладельческое государство. Много веков. Гены уже нафаршированы этим. Менталитет таков. Раб не мечтает о свободе, он говорит: "Да на хрена мне ваша свобода". А что такое свобода - не знает. Он считает, что свобода - частная воля, делай, что хочешь, а я говорю: свобода - это делай что хочешь, но при этом не мешай окружающим.
- Но почему все-таки именно в России? Где истоки?
БО
- Европа освободилась от рабства очень давно, а Россия - нет. Не успела освободиться от этого в начале двадцатого века - наступил семнадцатый год, и началось рабство еще более страшное. Это долгая длительная болезнь, поэтому сорока лет не хватит, чтобы от этого избавиться.
- Никакой мистической подоплёки вы здесь не усматриваете?
БО
- Нет. Но, я думаю, какие-то специфические особенности характера существуют. Та самая неприхотливость, которую долго воспевали в русском народе, - просто незнание лучшего - она отвратительна и страшна. Другое дело - терпение, когда человек знает, что вот где-то - хорошо, а у него - плохо, но он терпит, потому что обстоятельства таковы. Это уже относится к чувству собственного достоинства. А когда человеку всё равно... Я говорю: "Иван, лужа у тебя перед домом...". "Да, ладно,- отвечает, - хрен с ней, с лужей".
Есть ещё много причин... Пространства, о которых говорил Чаадаев, что это страшная беда России. И всё это вместе. Я думаю, что началось это ещё с чингизхановских времён, как писал Лев Николаевич. Чинопочитание, рабская угодливость перед хозяином.
В России так было всегда. Всегда князь, хозяин, господин, вождь, генсек. На этом всё и строилось. Ну, как этот совершенно несвободный народ так сразу научить свободе? Очень трудно.